ГУО "Средняя школа № 5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В. И. Козлова"

 







Официальные Интернет ресурсы







Минский областной институт развития образования

Счетчик посещений


Яндекс.Метрика

Для вас, родители

Профильное обучение. Информационные материалы для родителей

 

      В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, обеспечение доступности и качества услуг образования является целью, направленной на сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.

     С 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

   Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день. 

 

    Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

     Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

      Разработку учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год предлагаем осуществлять по следующему алгоритму:

– учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы (гимназии, лицея), в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях;

– учащиеся определяют два – три учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения администрации учреждения общего среднего образования;

– на основе имеющейся информации с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся (это может быть всего несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое; или химико-биологическое и гуманитарное; или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне). Исходя из этих данных формируются профильные группы учащихся (в соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования). Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, изучаются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов.

     Профильное обучение должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

     В этой связи в рамках профильного обучения в учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).

     В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования (далее – педагогические классы).

 

 

Информационные материалы по предупреждению случаев травмирования и гибели детей в период летних каникул

(для информирования родителей)

 

По данным Детализированной базы о смертности Европейского Бюро ВОЗ (обновлена в 2013 году и содержит данные по 47 странам Европейского региона) Республика Беларусь по уровню смертности в возрасте от 0-19 лет занимает следующие позиции. В результате отравлений – 22 место, падений – 4, ожогов – 8, утоплений – 10, самоубийств – 5, убийств – 10, ДТП – 6.

На основании проведенных исследований и анализа детского травматизма в Республике Беларусь и других странах, можно отметить, что самой главной причиной является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп. Если подробнее рассматривать причины получения травм, то здесь есть еще один важный аспект – возраст ребенка. Так как каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации. В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук.

В Гродненской области был случай, когда родительница вышла на балкон с ребенком и так увлеклась разговором с соседками, что малыш выпал вниз (к счастью, эта история закончилась благополучно).

Нередки ситуации, когда дети падают из окон. Почему это происходит? Давайте разберемся. Не раз приходилось наблюдать ситуацию, когда мама или папа ставят маленького ребенка на окно, показывают машинку, птичку, собачку. Малыш забавно колотит в стекло ручонками. Вроде бы все правильно и безобидно, ведь родители находятся рядом. Но вот ребенок подрастает и ему не составляет труда притащить табуретку и самому взобраться на окно. Был случай, когда ребенок, стоя на окне, стучал по москитной сетке, сорвался и упал вниз. Во многих квартирах сейчас установлены евро окна, открыть их под силу даже маленькому ребенку. Ребенок учится у своих родителей, если мама или папа ставят на окно, значит, ничего страшного в этом нет, значит это правильно. Но нельзя обобщать, не все родители столь беспечны. Большинство просто уверены, что малыш не сможет взобраться на окно, им даже в голову не приходит, что кресло, стул или любой другой предмет на который вскарабкается ребенок, может стать для него опасным трамплином. Падение из окон, высоких поверхностей заканчивается ушибами, переломами костей, травмами головы. А дальше больница, долгий период лечения – это, так скажем, если повезет. Зачастую в результате падения дети получают травмы несовместимые с жизнью.

В Минске по ул. Слободской из окна квартиры на шестом этаже многоквартирного жилого дома выпал ребенок на кровлю магазина, расположенного на первом этаже. Работниками МЧС проводились работы по снятию на землю девочки, которая от полученных травм скончалась на месте.

3 мая 2015 года около 21 часа в Щучине прохожие обнаружили лежащую на тротуаре возле жилого дома девочку. Она еще подавала признаки жизни. Оперативно вызванные медицинские работники отвезли ее в районную больницу, но пятилетняя малышка скончалась в реанимационном отделении.

В ходе осмотра места происшествия, иных следственных действий правоохранители установили, что наиболее вероянтой причиной трагедии стало падение девочки с высоты четвертого этажа жилого дома, в котором она проживала вместе с родителями. Девочка воспитывалась в благополучной семье. В квартире без присмотра родителей находилась не более 15 минут. Из-за любопытства вышла на балкон. Под ним впоследствии и была обнаружена. У отца и матери имелись объективные причины для отсутствия в квартире.

Как правило, в 90% случаев младенцы получают травмы в домашней обстановке, и все они – результат недосмотра за ребенком. Врачи подметили, что пик поступления маленьких пациентов - с 18.00 до 23.00, в то время, когда, казалось бы, дети находятся под присмотром родителей. А ведь многих бед можно было бы избежать, будь взрослые внимательнее, осторожнее и заботливее.

С 3-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают конкретные ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы и получают электротравмы. Нередко химические ожоги продуктами бытовой химии и различными кислотами. Известен случай, когда двухлетний мальчик обнаружил дома бутылку с уксусной эссенцией, и сделал глоток.

4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы: обследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления. Значительно расширяется область самостоятельной деятельности детей, а с ней и увеличивается степень риска.

7-12-летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают пистоны, порох, использованные баллончики из-под аэрозолей, дезодорантов и получают тяжелые ожоги пламенем, которые приводят к инвалидности или даже заканчиваются смертельным исходом.

С 15 лет мальчишек как магнитом тянет к технике: они гоняют на мотоциклах и изучают электрощитки. Подросток с помощью зажженной спички решил проверить, сколько бензина осталось в баке, а очнулся на больничной койке. Другой парень влез в электрощитовую с напряжением 10 000 вольт и остался инвалидом: ребенку пришлось ампутировать верхние конечности.

Случаи получения травм детьми увеличиваются в период летних каникул – тысячи детей и их родителей отправляются на отдых в лагеря, в деревни, на дачи. Оказавшись на природе, дети радуются возможности поиграть, попрыгать, побегать. Хорошо, когда это происходит под контролем взрослых, но если его нет, ребенок может получить травму. Практика показывает, что у детей, которые отдыхают организованно и под присмотром, травмы происходят в 4,5 раза реже.

У мальчиков они встречаются в 3-3,5 раза чаще, чем у девочек, при этом количество травм увеличивается с возрастом. Поскольку травмы – это повреждения организма в результате внешнего воздействия, то большинство из них можно предотвратить. Мы сами способны повлиять на обстоятельства, которые приводят к различным повреждениям.

В структуре детского летнего травматизма преобладают бытовые травмы. Причины их весьма разнообразны: ожоги, ранения острыми предметами, падения и другие. Повреждения чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов, растяжений. Исходы не всегда бывают благополучными, часть детей нуждается в стационарном лечении в связи с переломами, ожогами, сотрясениями головного мозга. В летний период у детей возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговых травм, полученных во дворах, на улице. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития.

Дети в возрасте 5-7 лет, увлекаясь игрой, теряют над собой контроль, именно поэтому они чаще всего получают травмы в таких ситуациях.

Дети 7-14 лет реже получают повреждения в квартире. Жажда исследовательской деятельности влечет их на улицу, порой в совсем неподходящие для прогулок места - строительные площадки, захламленные дворы, пустыри и т.д. Импульсивность, склонность к шалости нередко делают их участниками отчаянных игр, связанных с огнем, погонями по крышам сараев, прыжками с большой высоты, влезанием на заборы (в этой возрастной группе 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% - в помещениях).

В летнее время зоной повышенной опасности становятся дворы.

В прошлом году на шестилетнего ребенка упали железные ворота. Жизнь мальчика оборвалась. Тот вечер для семьи из Березины ничем не отличался от остальных. Старшая дочка делала уроки, шестилетние двойняшки играли во дворе возле новостроек, а мама с пятого этажа наблюдала за малышами. Они постоянно были на виду. Вскоре, прибежала дочка - двойняшка, и сообщила матери, что её братик умер. Он лежал на земле, глаза были открыты. Затем врачи в реанимационном отделении больницы сообщили, что привезли уже мертвого ребенка. Как выяснилось, мальчик стоял в стороне, а на него упали железные ворота. Двое других ребят начали раскачивать их, поэтому они рухнули.

Также весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара. Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем. В последнее время все большей популярностью у ребят пользуется катание на роликовых коньках и лыжах. Оно приносит большое удовольствие, но нужно помнить, что желательно кататься на роликовых трассах или ровном дорожном покрытии, обязательно пользоваться защитным снаряжением (шлем, протекторы для кистей, локтей, коленей). При падении возможны серьезные ушибы, и чаще всего поражаются суставы рук, предплечья, колени.

Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места они подбирают соответствующие – на чердаках домов, в сараях, подвалах, недалеко от хозяйственных построек, около стогов сена и главное в то время, когда утерян контроль взрослых. Таинственность и темнота требуют применения огня, и тогда дети, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно зажечь даже спичку. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Кроме того, дети склонны изучать горение различных предметов и веществ. Бросают в огонь пластмассу, шифер, линолеум, неизвестно чем пропитанные тряпки. Бесстрашно льют в костер краску, масло, бензин, керосин, одеколон, растворители, лаки. В итоге ожоги и травмы от осколков неминуемы. К тому же при их горении выделяются ядовитые газы, вдыхание которых может привести к отравлению ребенка.

А сколько несчастий доставляют баллончики с аэрозолями, пузырьки, бутылки, наполненные горючими веществами! Попав в огонь, они взрываются, приводя к травматическому поражению глаз, рук, лица и к их серьезным ожогам. Иной раз дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва. Опасны ожоги пламенем, которые наиболее часто наблюдаются у ребят младшего, среднего и даже старшего возраста во время игр с огнеопасными предметами (петарды и т.д.).

Говоря об играх детей с огнем, нельзя обойти стороной еще одну важную причину травм. Очень часто дети «экспериментируют» с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), опасными веществами, последствия таких опытов также всегда предсказуемо печальны. Ожоги - включая ожоги паром, ЛВЖ - достаточно распространенные травмы у детей.

В Мозыре воспитанник старшей группы детского сада получил серьезные ожоги. Со слов бабушки, ребенок играл во дворе с двумя братьями (2005 г.р. и 2003 г.р.). Дети нашли пластиковую бутылку с остатками дизельного топлива. Разбрызгали его по земле (часть жидкости попала на одежду пострадавшего), и подожгли, в результате на малыше загорелась одежда. В тяжелом состоянии мальчика госпитализировали в реанимационное отделение.

В Бобруйске с ожогами различной степени тяжести в городскую больницу был госпитализирован ученик 3-го класса. Как выяснилось, вечером мальчик разжигал печь в бане. Для розжига решил использовать ЛВЖ. В результате вспышки паров жидкости, ребенок получил термические ожоги спины. На момент происшествия его родители находились в магазине.

В г.п. Шумилино Витебской области семиклассник, прогуливаясь со своими друзьями, нашел на улице стеклянную банку с темно серебристым порошком, который решил поджечь. Мгновенно произошла вспышка, в результате которой ребенок получил ожоги лица, шеи и левой руки.

В Ивацевичах серьезно пострадал 15-летний подросток, пытаясь изготовить порох в домашних условиях. Парень поступил в больницу с термическими и химическими ожогами лица и рук различной степени тяжести.

В деревне Кукорево Березинского района двое ребят получили ожоги в результате детской шалости с огнем. Мальчики – 6-классник и 5-классник играя на улице, нашли банку с неизвестным порошком и подожгли. Произошла вспышка вещества, в результате чего оба получили ожоги 1-3 степени (5%) лица и шеи.

К сожалению, не теряет своей актуальности проблема детской шалости с огнем. В особой группе риска дети дошкольного и младшего школьного возраста – именно они чаще всего получают травмы и что самое страшное гибнут в огне пожаров. Родители оставляют детей одних и, закрыв дверь на ключ, уходят. Но не считают нужным убирать в недоступные места спички и зажигалки. И, как правило, уже после, когда исправить ничего нельзя родители вспоминают, что не придавали этому никакого значения, будучи уверенными, в том, что их ребенок не сможет до них дотянуться. Да и оставляли ребенка всего-то на несколько минут. К сожалению этих набивших горькую оскомину нескольких минут достаточно для того, чтобы горящая спичка, выпавшая из детских рук, стала причиной пожара. Самое страшное, в том, что в такой ситуации ребенок не имеет возможности спастись.

Справочно. В 2013 году на пожарах погибло 20 детей, травмировано 22, в 2014 году погибло 14 детей, травмировано 16, за 4 месяца 2015 года на пожарах погибло 8 детей, травмирован 1 ребенок.

Трое малолетних детей погибли на пожаре в Столинском районе Брестской области. Трагедия произошла 14 января 2014 года в д. Бережное. Женщина 87 г.р. пошла в магазин и оставила своих детей 2007, 2008 и 2010 г.р. без присмотра, закрыв дверь снаружи. А когда вернулась, в доме уже был пожар. До прибытия подразделений МЧС мать из горящего дома вынесла детей, которые были переданы бригаде скорой медицинской помощи. Однако, несмотря на усилия врачей, детей спасти не удалось. Причина произошедшего – детская шалость с огнем.

8 марта 2015 г. в д. Нацково Мостовского р-на Гродненской области на пожаре погибли трое детей (девочки 2008 и 2009 г.р., и мальчик 2011 г.р). Отец включил детям мультики и закрыл их в комнате, вход в дом тоже запер на замок, а сам отправился встречать в соседнюю деревню жену. Отойдя от дома на небольшое расстояние, увидел несущиеся навстречу пожарные автомобили, и, почуяв неладное, стал возвращаться. Подойдя к дому, увидел охваченное огнем строение. Со слов отца на шкафу в комнате он хранил спички и сигареты. Вероятно, дети, воспользовавшись отсутствием взрослых, стали играть с опасными предметами.

Ребенок младшего школьного возраста, а тем более дошкольного, не должен самостоятельно разжигать газовую плиту или огонь в печи. Взрослые, прививая ребенку, навыки самостоятельности, часто сами предлагают ему разжечь конфорку газовой плиты или растопить печь, не думая о том, что детская страсть к экспериментам может привести к ожогам, а также вызвать в доме пожар.

Под наблюдением взрослых ребенок может сделать все «по правилам», но, оставаясь один с плитой или печью, подчас не может удержаться от соблазна попробовать сотворить что-нибудь этакое. Необходимо помнить, что спички, зажигалки должны лежать в недоступном для детей месте. Кроме того, родителям следует постоянно вести разъяснительную работу об опасности, таящейся в этих предметах.

В 2013 году двое братьев (семиклассник и второклассник) пытались дома вскипятить чайник. Одно неловкое движение – и горящая спичка упала на ковер, который тут же загорелся. Мальчишки попытались тушить огонь самостоятельно, но когда поняли, что самим с пламенем справиться не удастся – вызвали спасателей. Младший из братьев стал звать на помощь прохожих. Проходивший мимо 20-ти летний сосед помог выбраться ребятам из дома. Дети с ожогами различной степени тяжести были госпитализированы.

Если возраст ребенка позволяет обучать его обращаться со спичками (т.е. ребенку не менее 12 лет), то в этом случае все манипуляции с огнем должны происходить только в присутствии взрослых. Ребенку надо показать, как правильно чиркать спичкой о коробок, а именно - в направлении «от себя». Двигая спичкой по коробку «на себя», он рискует получить ожог рук, лица, глаз отколовшимся от спички кусочком серы.

А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которых с подожженными «хвостами» бросают с балкона или из окон. Под действием ветра, попадая через форточку в квартиры или на балконы нижерасположенных этажей, эти далеко не безобидные игрушки могут вызвать серьезные пожары.

Серьезную озабоченность вызывают поражения электрическим током, которые приводят не только к глубоким ожогам, но и к остановке сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий.

Инцидент произошел в Фаниполе. Когда спасатели прибыли к месту вызова, девятиклассник одной из местных школ лежал на железнодорожной цистерне. Товарный поезд, сформированный из 13 порожних вагонов, стоял на запасном пути. Работники железнодорожной станции отключили напряжение с контактной линии, после чего сотрудники МЧС с использованием трехколенных лестниц и носилок спустили пострадавшего на землю. Мальчик с «ожогами рук, ног и поражением электрическим током» в тяжелом состоянии был госпитализирован.

Вся жизнь человека сопряжена с опасностями. То, что они таятся в некачественной пище, загрязненной воде, отравленном воздухе и других очевидных источниках, знают все. Но опасности могут быть даже там, где о них не подозревают.

Очень часто дети попадают в опасные ситуации из-за отсутствия элементарного жизненного опыта. Ребенок вряд ли может предусмотреть, что игры в песчаном карьере далеко не безобидны. Песок смертельно опасен. Не какой-нибудь зыбучий, засасывающий машины и людей, а самый обыкновенный. Тот, что засыпан в детские песочницы, в котором на пляже весело дурачатся взрослые и дети и строят крепости и замки. Чаще всего людей, детей засыпало на берегу водоема, на пляже, стройплощадках, в карьерах. Само обрушение было вызвано разными обстоятельствами: купанием, строительством туннелей, прыжками или падением в яму. Обычно после обвала почвы жертвы оказывались полностью погруженными в песок, фактически не оставляя на поверхности признаков своего местонахождения, что затрудняло поиски. При этом использовать для их спасения тяжелое оборудование просто невозможно.

В 2014 году в июле трагедия произошла в Глубокском районе Витебской области. В МЧС поступило сообщение об обрушении грунта на детей в песчаном карьере возле д. Гатовщина. Глубина карьера около 8 метров. Как выяснилось, на месте происшествия играли трое ребят. Внезапно песок начал осыпаться, под ним оказались засыпаны мальчики 12 и 9 лет. Третий ребенок не пострадал. Установлено, что данный карьер не эксплуатируется, территория не огорожена и не охраняется. Работники МЧС совместно с местными жителями извлекли погибших детей.

Еще один трагический случай произошел в Пинске. Предвидеть то, что в песчаный карьер спустятся шестнадцатилетние парни, вряд ли кто-то мог. А вот если бы им в свое время рассказали об опасности, наверняка они не стали бы рисковать своими жизнями. Учащиеся строительного лицея, втроем воскресным вечером отправились на местный карьер, где начали копать тоннель в одной из стенок. Неожиданно грунт обвалился, накрыв двоих парней. Александр, учащийся 2-го курса, бросился на помощь друзьям: он начал руками откапывать грунт. Через пару минут подросток нашел одного из потерпевших, освободил его по грудь. В этот момент земля снова осыпалась, и работу пришлось делать заново. Спасатель поневоле понял, что сам не справится и необходимо вызвать профессионалов. Еще до приезда работников МЧС юноша извлек друга из песчаной ловушки, а второго подростка спасатели извлекли в бессознательном состоянии и передали медикам. Пострадавший был госпитализирован в отделение реанимации Пинской центральной больницы в тяжелом состоянии.

Ежегодно на водоемах гибнут дети, оставленные без контроля взрослых. В 2014 году утонуло 36 детей. В прошлом году буквально в первые дни летних каникул на водоемах произошли непоправимые трагедии.

8 июня в Могилеве на реке Днепр утонул подросток. В нескольких метрах от берега мелководье, а дальше глубокая яма-омут. Именно в этом злополучном месте ребята развлекаясь, ныряли с автопокрышек. Один из них, нырнув в очередной раз, на поверхности не появился. Вызванные по тревоге спасатели Днепровской станции прибыли через несколько минут, но мальчишка к тому времени уже был мертв.

В этот же день 14 – летний подросток утонул в Витебском районе. Парень отдыхал на озере с отцом. Мальчик плавал на надувном матраце. Мужчина в это время находился на берегу. Ребенок нырнул со своего плавательного средства и больше на поверхности воды не появлялся. Несмотря на все поиски, обнаружить мальчика сразу в водоеме глубиной около 5 метров родитель не смог. Утонувшего ребенка обнаружили водолазы в 20 метрах от берега.

9 июня в Верхнедвинском районе Витебской области утонул десятилетний мальчик. Ребята купались на реке без присмотра взрослых.

Боль, бессилие, обида на себя и весь белый свет – очень трудно подобрать нужные слова, словосочетания и фразы, чтобы описать чувства родителей, нет таких слов, лекарств и средств, чтобы их утешить. Со щемящей болью в сердце они живут дальше, бесконечно задавая себе один и тот же вопрос: «За что?». Хотя, как бы жестоко это не звучало, гораздо уместнее будет спросить себя почему? Почему ребенок находился возле водоема один? Почему ему вовремя не объяснили, что это опасно? Почему беспечность всегда доминирует над осторожностью? Отпуская ребенка даже в подростковом возрасте одного на водоем, родители не задумываются над тем, что случись экстремальная ситуация, и помочь ему такие же как он дети, попросту не смогут. Ведь спасти тонущего человека под силу не каждому взрослому.

Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся.

В 2013 году в д. Мирное Кричевского р-на Могилевской области на территории частного домовладения в искусственном водоеме утонул двухлетний ребенок. Родители занимались посадкой картошки, а мальчик играл неподалеку. Буквально несколько минут было достаточно для того, чтобы ребенок подошел к водоему и упал в воду. Когда родители заметили его отсутствие, было уже слишком поздно. Даже небольшая глубина водоема – всего полметра, оказалась роковой для малыша.

Нередко дети страдают также от укусов домашних животных (кошек, собак). Такие раны, как правило, плохо заживают. Пострадав от зубов животного, необходимо сразу же промыть рану крепким мыльным раствором и немедленно обратиться к врачу. Даже если животное выглядит внешне здоровым, оно может оказаться больным бешенством. Поэтому в таких ситуациях нужно обязательно обращаться к врачу.

Выезжая с детьми на дачу, в деревню, на природу, познакомьте их с особенностями местности. Расскажите детям о животных, которые обитают. Что они опасны. Какие ядовитые растения могут встретиться в данной местности, объясните, почему нельзя пробовать незнакомые ягоды, брать в рот листья, пить воду из незнакомых источников и поверхностных водоемом.

Несмотря на индивидуальность каждого несчастного случая, оказывается, что за массой кажущихся случайностей стоят строго определенные закономерности:

- особенности детской психики (беспомощность, любопытство, самонадеянность, отсутствие причинно-следственного мышления, минимальный уровень знаний, ошибочное представление об окружающих явлениях);

- повышенная двигательная активность;

- беспечность родителей;

- отсутствие организованного досуга.

Работа по профилактике несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых наиболее важные:

- направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

- устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка;

- воспитание навыков безопасного поведения;

- постоянный контроль со стороны взрослых за играми детей;

- техническое обслуживание горок, качелей специалистами ЖЭУ;

- выполнение правил техники безопасности детьми дома, на улице, в школе, в ходе проведения спортивных соревнований.

Систематические, правильно построенные обучающие занятия способствуют расширению знаний детей о профилактике травматизма, выработке у них навыков осмотрительного поведения, умений переносить полученные знания и навыки в реальные жизненные ситуации.

К сожалению, в тех случаях, о которых сегодня шла речь уже ничего нельзя изменить. Поздно сокрушаться и возмущаться, мы можем только констатировать факты. Но всех этих ситуаций могло бы и не быть, если бы взрослые были внимательнее, предусмотрительнее, осторожнее. Существует ошибочное мнение, что уберечь ребенка от травм можно лишь сплошными запретами. Это не так. Детям нужна свобода, простор для творчества, в играх у них формируется характер, воля, физические качества. Движение стимулирует развитие мысли. Задача взрослых – не бороться с физиологически оправданной активностью, а отвлекать детей от рискованных шалостей, заполнять их досуг разумными играми, а также научить предвидеть травмоопасные ситуации. Поэтому помните, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем! Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.

 

 

 

Информация о детском дорожно-транспортном травматизме

         Отдел образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома сообщает, что анализ оперативной обстановки в сфере дорожного движения в Минской области свидетельствует об обострении проблемы детского дорожно-транспортного травматизма. Так за 2013 год на территории области в дорожно-транспортных происшествиях с участием несовершеннолетних зарегистрировано 5 случаев гибели детей. Несмотря на проводимую работу, сохраняется на высоком уровне количество ДТП с участием детей-пешеходов (2012 год – 22 случая; 2013 год – 21 случай). Основная причина таких ДТП - внезапное появление ребенка на проезжей части. В темное время суток основной причиной наезда на пешеходов остается отсутствие светоотражающих элементов.

         Так 31 января 2014 года в 18.50 в Слуцком районе произошло ДТП с участием пешехода Василевич Ольги, 21.12.2001 г.р., учащейся 6 класса ГУО «Лучниковская СШ», которая по просьбе родителей пошла в магазин и на обратном пути была сбита легковым автомобилем. Местный житель, 1979 г.р., управляя автомобилем «Рено», двигаясь в направлении г. Слуцка, совершил наезд на переходившую проезжую часть дороги слева направо по ходу движения транспортного средства вне пешеходного перехода несовершеннолетнюю Василевич Ольгу. В результате ДТП от полученных телесных травм девочка скончалась по дороге в больницу. Ребёнок не был обозначен светоотражающими элементами.

         В Солигорском районе в 2013 году с участием детей произошло 6 дорожно-транспортных происшествий (в 2012 году -7 ДТП). В результате ДТП с участием детей в 2013 году 1 ребенок погиб и 5 получили телесные повреждения (в 2012 году - 1 ребенок погиб и 6 ранено). Основные виды ДТП с участием детей в 2013 году: наезд на пешехода – 2, столкновение транспортных средств – 4. При дорожно-транспортных происшествиях на территории Солигорского района в 2013 году пострадавшие дети находились в качестве следующих участников дорожного движения: пешеходы – 2 (2012 - 2), пассажиры – 4 (2012 - 5).                                     

Основными причинами ДТП с участием детей в Солигорском районе в 2013 году стали следующие:

  • выезд на полосу встречного движения – 3,
  • выход на проезжую часть из-за препятствия  –   1,
  • выход на проезжую часть в непосредственной близости перед движущимся автомобилем –  1,
  • нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов – 1
  • неправильный выбор водителями скоростных режимов –  1.

 

Памятка для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

      Садясь за руль автомобиля, помните: ваша ответственность и дисциплинированность на дороге – залог безопасности вашего ребёнка-пассажира.

      Скромный ремень безопасности, не пристёгнутый вовремя, способен перечеркнуть мир счастливого детства в одно мгновение, которое может стать роковым.

      Пренебрежение детским креслом может дорого вам стоить. Посмотрите в глаза вашего ребёнка и примите единственно верное решение: пристегнитесь!

      Ошибку на дороге не перепишешь набело!

      Помните: дорога таит опасность, не пренебрегайте этим знанием.

    Трагическая статистика 2014 года: на дорогах Минщины в ДТП за полтора месяца погибли 3 несовершеннолетних детей.

      Давайте остановим роковую гибель вместе сегодня, чтобы не пожалеть об этом завтра!      

     Посмотрите, есть ли у вашего ребёнка фликер, научите им пользоваться не только по пути в школу и обратно, но и выходя в магазин за хлебом.

   Внушите детям твёрдое правило: дорога – не место для беспечности. Минута, затраченная на переход в разрешённом месте, однажды может стать самой счастливой для вашей семьи.

      Мы хотим видеть наших детей здоровыми и живыми! Присоединяйтесь!

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МИНСКОГО ОБЛИСПЛКОМА

 

Организация и безопасность жизнидеятельности учащихся во время каникул (памятка для родителей)

 

Как узнать, что ребёнок курит СПАЙС

Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов  власти, правоохранительных органов и общественности. Отмечены  факты их потребления лицами в возрасте 12 лет. Вещества,  входящие в состав курительных смесей, вызывают у человека  эффект одурманивания, сходный с состоянием от употребления  наркотиков.

 

Спайс (от англ. «spice» — специя, пряность) – разновидность травяной курительной смеси, в состав которой входят синтетические вещества, энтеогены (растения, в состав которых входят вещества психотропного действия) и обыкновенные травы. Появились спайсы в начале 21 века в Европе и продавались под видом благовоний.
 

По факту, спайс, арома-композиции, соли, чаи и миксы, собой представляют, синтетические аналоги психоактивных веществ из конопли. Известно, что в индийской конопле – марихуане, этих наркотических соединений различных модификаций (каннабиноиды) больше всего. Содержание, то есть силу действия наркотика, научились повышать, сначала путем концентрирования – так появился гашиш, затем селекцией - появились новые сорта марихуаны, а потом синтезировали искусственно, придумали JWH, опять-таки увеличивая силу этого наркотика, быстроту наркотического опьянения.

Как выявить признаки употребления искусственных и естественных каннабиноидов

Спайс (spice) - наркотик, как бы при этом не звучало название, под которым его распространяют, а значит, все методы выявления наркомании будут работать. Как любой наркотик, спайс – яд, который в человеческом организме однозначно вызывает негативные изменения на всех уровнях. Действие токсинов наркотика  может быть объяснено простым механизмом:
 

1. В то время, когда принимается маленькое количество наркотика, то в организме активизируются защитные механизмы, он стремится как можно скорее вывести попавшие в него токсины и мобилизирует свою работу. Человек ощущает энергию, бодрость, прилив сил, он очень активен и его настроение повышается, ему кажется, что он может все и мир он теперь видит в розовых очках.
 

2. Чуть-чуть больше психоактивного соединения наркотика (наркотизирующий эффект спайса), и организм затормаживает психику, словно принимает меры, дабы не допустить принятие еще больших доз нервного токсина, который его, в конце концов,  убьет. При этом у подростка появляется сонливость. Он вполне может заснуть. Но даже если этого не произошло, наблюдаются все признаки заторможенности (вторая степень опьянения от spice):

  • Вялость;
  • Плохая память;
  • Нарушение координации;
  • Невнятная речь и так далее.

3. Стоит еще повысить дозу, и от  большого содержания наркотика она станет смертельной.

Спайс, кроме остальных поражающих факторов, разрушает витамины и биологически активные соединения, играющие огромную роль в организме, вымывает микроэлементы. Курение спайс неуклонно приводит к ухудшению иммунитета, истощению защитных функций, поражению внутренних органов и нарушению их нормальной работы. Нарушается вся высшая нервная деятельность головного мозга, снижается проводимости нервных импульсов. Любителя травки или приверженца спайса преследуют ночные кошмары и ужасы наяву, без причин возникает депрессия, преследует усталость, обостряются прочие болезни, наблюдаются ухудшения состояния волос, кожи, зубов и костей.

 

             

Значимые для родителей признаки ранней наркотизации детей

1. Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.

2. У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.

3. Ваш "семейный" дом постепенно превращается в “штаб-квартиру” - часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные “коды”.

4. Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.

5. Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.

6. У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.

7. Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.

 

Хочется напомнить родителям: следите внимательнее за тем, чем занимаются ваши дети, интересуйтесь их жизнью, проводите профилактические беседы в семье.

Если вы заметили странности в поведении вашего ребенка, немедленно примите меры. А если вам известно о местах сбыта курительных смесей — не тяните, обращайтесь с заявлением в милицию по месту жительства либо в МВД РБ.

Только тогда вы сможете помочь им избежать роковой ошибки.

Нужна помощь? Звоните:

Республиканская горячая линия по вопросам лечения наркомании

8-801-100-18-18

 

Памятка для родителей по пожарной безопасности

Отработайте на практике свою готовность на случай пожара - особенно план пожарной эвакуации своего дома.

Что вы можете сделать:

    Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:
  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 101 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из причин пожара)
  • Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)
  • Назови номер пожарной службы? (101)
  • Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания)
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар)
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.)

 

 Уважаемые родители! Не оставляйте одних детей дома.