ГУО "Средняя школа № 5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В. И. Козлова"

 







Официальные Интернет ресурсы







Минский областной институт развития образования

Счетчик посещений


Яндекс.Метрика

Областной педагогический проект

Обоснование актуальности и целесообразности внедрения проекта

В последние два десятилетия, начиная с периода 1990-х и по сегодняшний день, мы находимся в ситуации кардинального изменения чтения, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества. Но для того, чтобы понять происходящие процессы, необходимо увидеть чтение целостно, - как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка литературой, это не только задача библиотекарей показать читателям лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к их жизни в глобальном информационном обществе.

Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.

Велико внимание к проблеме чтения и в нашей стране. В целях повышения роли и значимости книги и чтения в современном обществе Президент Республики Беларусь  А.Г. Лукашенко объявил 2012 Годом Книги. По мнению директора Национальной библиотеки Романа Мотульского, объявление в Беларуси 2012 года Годом книги поможет сохранить авторитет чтения: «Если мы сохраним институт книги, авторитет чтения и начитанного, знающего человека в современном мире, значит, мы сохраним стратегические приоритеты своего развития». [1]

Особенностями развития общества сегодня являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, поэтому цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации.

Согласно данным ряда исследований, в восприятии человеком печатного и телевизионного каналов есть своя специфика. Печатная информация гораздо труднее усваивается и запоминается. Однако именно информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры. Таким образом, необходимость формирования высокой читательской культуры школьников, воспитание у них потребности к чтению очевидны.

Анализ литературы и практики указывает на существование объективного противоречия между социальным запросом общества на активную, функционально грамотную личность, стремящуюся к самореализации, самоопределению, необходимостью продуктивного использования пространства образовательного учреждения в создании условий для самореализации  и невозможностью обеспечения необходимого культуротворческого пространства из-за недостаточной научно-методической разработки концепции комплексного педагогического подхода к развитию читательских компетенций учащихся.

Целесообразность реализации проекта по данной теме обусловлена наличием противоречий между высокими требованиями современности к уровню функциональной грамотности каждого члена общества (чтение в этом аспекте надо понимать как один из основополагающих компонентов формирования функциональной грамотности) и низким уровнем развития читательских способностей и потребностей учащихся.

Состояние проблемы, ее актуальность и необходимость практической разработки обусловили выбор темы проекта, его цель и задачи.

Цель: разработать, апробировать и внедрить модель создания культуротворческого пространства учреждения образования для формирования образовательных компетенций учащихся, в частности, формирования читательской культуры как определенного комплекса, включающего в себя читательские умения и навыки, постоянный развивающийся интерес к чтению, приводящего к самоопределению и самореализации личности учащихся.

Задачи:

1. Выявить состояние проблемы и определить теоретико-методологические и методические основы создания культуротворческого пространства в учреждении образования.

2. Провести анализ образовательной среды учреждения с позиции использования возможных условий, средств и способов развития образовательных компетенций учащихся, а также ее потенциальных возможностей, в том числе привлечения родительской общественности для решения задач организации культуротворческого пространства.

3. Определить критерии и показатели эффективности функционирования модели культуротворческого пространства  учреждения образования.

4. Создать социально-педагогические и организационно-управленческие условия для разработки и апробации модели культуротворческого пространства учреждения образования в рамках работы читательского клуба.

5. Разработать подходы к использованию информационных технологий для создания культуротворческого пространства учреждения образования.

6. Подготовить методические рекомендации из опыта работы по созданию модели культуротворческого пространства учреждения образования в рамках работы читательского клуба.

Методологическую основу проекта составили системный, интегративный, культурологический, деятельностный, личностно ориентированный подходы к созданию культуротворческого пространства учреждения образования.

При разработке проекта мы опирались на идеи культуротворческой школы, основанной на использовании педагогических технологий, построенных на принципах интеграции, при наполнении содержания образования культурологической компонентой, выстраивания образовательного процесса в русле проектной деятельности на основе компетентностного подхода (А.В.  Хуторский, Т.Г. Галактионова, А.П. Валицкая, И.А. Жерносенко).

Мы полагаем, что внедрение модели культуротворческого пространства учреждения образования будет способствовать развитию читательской культуры учащихся, их успешному самоопределению и самореализации, позволит создать наиболее благоприятные условия для повышения уровня их функциональной грамотности, активного их включения в социум.

 

Условия, необходимые для реализации проекта

Кадровое обеспечение: в реализации проекта принимают участие директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе, учителя русского и белорусского языков и литературы, педагог-психолог, библиотекарь. Состав участников реализации проекта представлен в Приложении 4.

Нормативное правовое обеспечение: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 19.03.2002г., № 95-3, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1991, № 37, 2/844, «Положения об учреждении образования Минской области, работающем над реализацией педагогического проекта» (утверждено  Экспертным советом при управлении образования Миноблисполкома 27.00.2008 г.), образовательные программы, комплект учебников и дополнительной литературы для учащихся, учебно-методические пособия для учителей для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.   

Научно-методическое обеспечение: в основу проекта положены концептуальные идеи и научно-методические разработки А.П. Валицкой, И.А. Жерносенко, Т.Г. Галактионовой, С.Н. Плотникова, А.В. Хуторского и других авторов (Приложение 3).

Финансовое обеспечение: финансирование расходов на реализацию образовательного проекта осуществляется Учредителем ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И. Козлова» (местный бюджет, внебюджетные источники). Для реализации образовательного проекта необходимо дополнительное финансирование на материальное стимулирование педагогов и других специалистов, участвующих в реализации проекта, обновление материально-технической базы учреждения подготовку методических рекомендаций.

Материально-техническое обеспечение: здание ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска» типовое, трехэтажное, расположено в микрорайоне улицы К. Заслонова. Территория школы богато озеленена: на территории располагается яблоневый сад, по периметру различные деревья и кустарники. Материально-техническая база учреждения образования включает учебные помещения, спортивные и актовый залы, музей Героя Советского Союза В.И. Козлова, стадион, кабинет педагога-психолога, кабинеты для занятий музыкой и хореографией, логопедический кабинет.

 

Деятельность, направленная на достижение результата

Для успешной реализации проекта будет проведен анализ состояния образовательной среды (анкетирование, контент-анализ планирующей деятельности); выявлен уровень образовательной практики (анализ опыта педагогов по данной проблеме, наблюдение за их деятельностью); создана проектная группа для решения творческих задач и координации деятельности участников проекта; проведена методическая работа с педагогическими кадрами и другими участниками проекта (семинары, тренинги, совещания творческих групп); разработана модель культуротворческого пространства учреждения образования (Приложения 6, 7); определены критерии и показатели эффективности культуротворческого пространства (Приложение 9).

Процесс информатизации и компьютеризации общества способствует формированию специфического образовательного пространства, как в отдельном образовательном учреждении, так и в целостной образовательной системе. Кроме организации работы читательского клуба (тематические заседания, экскурсии, тематические недели, книжные выставки, литературные вечера, театральная деятельность, исследовательская работа), нами будет предпринята попытка создания системы современного информационного обеспечения данной деятельности. Особое внимание при этом будет уделено созданию рубрики на сайте учреждения, различным сервисам ресурса Wiki-Wall (интерактивная стенгазета, книга вместе и др.) (Приложение 8).

Сроки реализации проекта выделены относительно поэтапного достижения общей стратегии и на основе выделенного механизма разработки и реализации проекта (четыре этапа: диагностико-прогностический – сентябрь-октябрь  2013 г.; организационный – ноябрь - декабрь 2013 г., практической реализации –  январь 2014 – март 2016 г, рефлексивно-аналитический – апрель-май 2016 г.) 

 

Предполагаемый результат

 В ходе реализации проекта будет создано единое культуротворческое пространство, которое в рамках работы читательского клуба позволит создать условия для развития образовательных компетенций учащихся, их интеллектуальной и творческой самореализации. Результаты проекта могут представлять интерес для специалистов, работающих в системе среднего образования, родителей, широкой общественности. Промежуточные и итоговые результаты проектирования получат дальнейшее распространение на методических объединениях педагогов района, различного уровня семинарах, научно-практических конференциях по проблемам развития образовательных компетенций учащихся, их самореализации в культуротворческом пространстве учреждения образования.



[1] http://marketing.by/main/market/news/0053363/

 

Научно-методическое обеспечение проекта

1.     Болотов В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10. - с. 8-14.

2.     Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2006. - Т. 6. - №14 // Научная библиотека КиберЛенинка:  (http://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-shkolnikov-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen-otkrytogo-obrazovaniya-problemy-issledovaniya#ixzz2OLhfXY1T)

3.     Валицкая, А.П. Урок – событие в культуротворческой школе//Педагогика культуры//Научно-просветительский педагогический журнал (http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2009/Valickaya_09.htm)

4.     Жерносенко, И.А. Культуротворческие основания современной образовательной парадигмы (http://evrazistvo.ru/vipusk3-2-2012/kulturotvorcheskie-osnovaniya-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigmyi/)

5.     Комиссарова, С.А. Культуротворческий потенциал государственных учреждений клубного типа в современных условиях (http://www.dissercat.com/content/kulturotvorcheskii-potentsial-gosudarstvennykh-uchrezhdenii-klubnogo-tipa-v-sovremennykh-usl#ixzz2OLlYEN8Y)

6.     Петрова, В.А. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.527-528

7.     Разуваева, Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: автореферат дисс. канд. пед. наук. Тула, 2006. - 23 с.

8.     Плотников, С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - С. 64.

9.      Хуторский, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416с.

10.           Чудинова, В.П., Голубева, Е.И., Сметанникова, Н.Н. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии (http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/1.htm)

11.           Чудинова. В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. - С. 131-164.